Становление разносторонней, глубокой, мыслящей и творческой личности — стратегическая цель образования, достижение которой начинается с дошкольного периода детства. Раскрытию творческого потенциала и стимулированию естественной любознательности и познавательной активности способствует художественная деятельность ребёнка. Конструирование из бумаги в старшей группе поможет изучить игрушки форму и структуру предмета, познакомит с основными геометрическими фигурами, даст первые уроки моделирования, сформирует начальные представления о правилах комбинаторики, разовьёт навыки ручного труда, а также внимание и наблюдательность.
Конструирование — в буквальном переводе с латинского языка означает изобретение и создание модели на основе пропорциональной и целостной системы взаимоотношений между отдельными элементами, деталями или предметами. Конструирование способствует развитию творческих и аналитических способностей ребёнка, совершенствованию мелкой моторики и сенсорики, формированию трудовой культуры, становлению предметного и пространственного мышления.
Содержание
Особенности, технические приёмы и разновидности бумажного конструирования
Бумажное конструирование имеет непосредственное отношение к художественно-эстетическому творчеству, поскольку дети создают конкретный образ или модель (сказочный герой, объекты окружающего природного или предметного мира), опираясь на собственные жизненные опыт и наблюдения, воображение и фантазию, невольно индивидуализируя и наполняя его личным эмоциональным восприятием и художественным пониманием мира.
Значение конструирования из бумаги:
- Интеллектуальное развитие — знакомство с характеристиками окружающего предметного мира, формирование знаний о форме, величине и пропорциональности объектов. Конструирование в целом развивает абстрактное и логическое мышление, благотворно воздействует на формирование образной и связной речи.
- Нравственное воспитание — занятия способствуют становлению таких качеств характера, как самостоятельность, дисциплинированность, сосредоточенность, целеустремлённость, а также дружелюбие, взаимопонимание и ответственность во время выполнения коллективных заданий.
- Развитие сенсорики — базовым источником информации является чувственное восприятие свойств и качеств предметного мира.
- Художественно-эстетическое развитие — совершенствуется восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
- Трудовое воспитание — развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.
Конструирование в технике оригами прекрасно развивает логическое мышление и мелкую моторику
Этапы конструирования:
- рождение мыслительного замысла конкретного вида игрушки, в основе которого лежит творческий поиск и вариативность решений;
- реализация, которая объёмные игрушки из оригами опирается на практическую пошаговую деятельность.
Принципы обучения конструированию:
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, которые формируют согласованность действий и ответственность за свой участок работы (в рамках реализации общей темы дети выполняют отдельное задание, например, каждый ребёнок мастерит свой домик для макета городской улицы или рыбку для аквариума);
- опора на игровую деятельность (дидактические, ролевые, театральные игровые ситуации);
- интеграция с рисованием, аппликацией, лепкой, что непременно повысит уровень активной вовлечённости и заинтересованности и будет способствовать развитию творческого мышления и речи.
Фотогалерея: коллективные сюжетные макеты








Основными техническими приёмами работы для воспитанников старшей группы являются сгибание и разрезывание.
Виды конструирования из бумаги:
- Оригами — традиция, пришедшая из Японии, техника получения изделия путём многократного сгибания. Оригинальная поделка из бумаги — трогательный подарок с символическим смыслом и проявление сердечного отношения.
- Киригами — техническое сочетание приёмов складывания и вырезания (силуэты декоративных цветов и снежинок, разнообразные фигурки). Обе эти техники требуют концентрации внимания, дисциплинированности, трудолюбия, усидчивости и точного следования определённому порядку действий.
Поделки в технике киригами
- Скульптура из бумаги — изготовление широкого набора разнообразных поделок как по тематике, так и по конструктивному решению путём соединения самостоятельно созданных детьми разных форм.
Основные этапы обучения конструированию в старшей группе детского сада из бумаги
Первый этап (4 занятия).
Содержание — совершенствование и развитие уже знакомых техник оригами и киригами, изучение и освоение техники изготовления объёмной бумажной скульптуры на основе скручивания листа бумаги в цилиндр.
Новые приёмы оригами:
- отгибание боковых сторон прямоугольника к центру;
- отгибание нижних углов треугольника к исходящим из него сторонам и противоположным.
Новыми техниками дети овладевают на протяжении четырёх занятий:
- Игровой показ трансформации квадрата или прямоугольника в новую фигуру на основе конкретного приёма моделирования. Дети создают простейшие изделия, не требующие дополнительной детализации (стул, стол, телевизор и т. д.). Пояснение лучше проводить в стихотворной форме, адаптированной для детского восприятия.
Поделки, выполненные способом отгибания боковых сторон
- Дети самостоятельно конструируют новую фигуру (отгибание углов к соответствующим сторонам) и обсуждают возможности создания новых поделок на её основе (волк, тигр, медведь, цветок), для чего воспитатель предлагает набор дополнительных деталей (ушки, листочки, глазки), которые выступают в роли своеобразной подсказки, помогающей увидеть образ поделки. В дальнейшем задача усложняется, поскольку детали носят более абстрактный характер (кружки, квадраты, полоски) и ребятам необходимо самостоятельно придумать образ поделки и способ её изготовления, проявив творческое воображение и фантазию.
«Собачка» — выполнена способом отгибания боковых углов
Видео: оригами «Собачка»
- Конструирование на основе приёма отгибания углов к противоположным сторонам (чашка, колокольчик, шапка, вазон для цветов и т. д.).
Конструирование на основе отгибания углов к противоположным сторонам
- Создание детьми поделок на основе формы цилиндра, например, элементов для праздничной гирлянды, дерева, бабочки и т. д. Используя одну и ту же базовую форму цилиндра дети изобретают новые изделия.
Видео: поделки на основе цилиндрической формы













Второй этап (4 занятия) – решение проблемных задач.
Занятия выстраиваются в соответствии с логикой усложнения заданий.
- Первое занятие — воспитатель показывает новые поделки (цветок, лодочка, рыбка) и предлагает детям самостоятельно обнаружить технологический путь создания и назвать приёмы, которые можно использовать в процессе конструирования (складывание плоской фигуры, отгибание боковых сторон, углов и т. д.).
- Второе занятие — индивидуальная работа с поиском своего решения задачи. Воспитатель показывает разнообразные варианты конструкций поделок и предлагает проанализировать и обозначить известные детям способы трансформации плоской фигуры (квадрат, прямоугольник) в объёмную (цилиндр) путём закручивания и надрезания. Затем дети выбирают заинтересовавшее их изделие (фигурка циркового животного) и пытаются самостоятельно по образцу воспроизвести создание основной формы, дополнительных деталей, нужную комбинацию частей и способ соединения.
- Третье занятие — дети должны самостоятельно увидеть в образце и воспроизвести комбинацию на основе знакомых приёмов закручивания в цилиндр и отгибания боковых сторон к центру (самолёт, фигурка животного).
- Четвёртое занятие — воспитатель оговаривает только тему, например, «Салон мебели», вместе с детьми обсуждает возможные варианты поделок на основе формы цилиндра и приёма отгибания боковых сторон к центру. Дети работают в подгруппах из четырёх-пяти человек, сами выбирают материал, придумывают способы конструирования, комбинируя известные им приёмы.
Третий этап (не менее трёх занятия).
Дети конструируют оригинальные поделки на основе собственного замысла, опираясь на свой опыт и фантазию, например, фигурку циркового медвежонка, могут дополнить оригинальным костюмом, используя ленточный способ вырезания многочисленных деталей и технику киригами, можно предложить детям скомбинировать гирлянды из разнообразных силуэтов для украшения интерьера детского сада.

Дети самостоятельно создают поделки на основе изученной базовой формы цилиндра
Временной план и конспект занятия
Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на 25 минут продолжительность занятия в старшей группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 2–3 минуты. Занятия по конструированию рекомендуется проводить один раз в неделю.
Схема проведения занятия:
- Подготовительная организационная часть — игровая ситуация, беседа мотивирующего и развивающего характера, которая сопровождается демонстрацией наглядного материала, чтением стихов и загадок, прослушиванием фрагмента музыкального или литературного произведения (примерно 5 минут).
- Практическая часть — воспитатель формулирует суть задания, показывает и объясняет детям что и как они должны сделать (3–5 минут).
- Самостоятельная работа детей над созданием поделки (примерная продолжительность 15–20 минут).
- Заключительная — показ и анализ детских работ (3–5 минут).
Фотогалерея: презентация для организационной части занятия по конструированию на тему «Лесные деревья»
















Игровой сценарий для занятия по конструированию в технике оригами на тему «Сказка-детектив Теремок» (автор О. Барболина)
В процессе планирования, организации и проведения занятий по конструированию со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
Конспект занятия по конструированию на тему «Мебель» (автор Ефимова Е. Е.)
Видео: конструирование в старшей группе (машинка из спичечных коробков)
Фотогалерея: презентация для занятия по оригами на тему «Снеговик»












Картотека тем для кружка оригами
Источник: http://paidagogos.com/?p=17037
Поделись с друзьями

Рекомендуем посмотреть ещё:
Конструирование в старшей группе из бумаги: оригами Канзаши лепесток слойка







